С 2022 года в России в добровольно-принудительном порядке устанавливают «умные» электросчётчики. На федеральном уровне инициативу объяснили просто − надо бороться с воровством электроэнергии. Дело, конечно, хорошее, да и приборы учёта устанавливают бесплатно, но любая техника не застрахована от ошибок. В этом убедились уже несколько липчан, которые регулярно жалуются на астрономические показания в соцсетях. Почему «умные» устройства тупят и наматывают лишние киловатты, попытался разобраться обозреватель «Липецкмедиа».
Когда федеральная инициатива стала массово воплощаться в жизнь, оказалось, что сбои в передаче информации могут быть в любой, даже самой умной, системе. В этом на личном примере убедилась липчанка Светлана Пономарёва. Получив в феврале 2024 года счёт за электроэнергию, женщина ужаснулась: за двадцать январских дней счётчик намотал более 4500 кВт на сумму 21 500 рублей.
− Это у меня за 20 дней «накушал» домик, куда мы ночевать только ездим. Из всех приборов − три холодильника, шесть лампочек и стиралку пару раз в месяц включаем. Даже телек не смотрим и чайник на газу кипятим, − рассказала в соцсетях Светлана Пономарёва. − Так как был январь, и все помним, как у нас всё в холода работало, то из этих двадцати дней как минимум пять ещё и свет вырубали.
За тридцать дней февраля «умный» счётчик в доме Светланы Пономарёвой намотал 800 кВт. Больше обычного, но всё-таки не пять тысяч киловатт. Этот счёт жительница Липецка оплатила, а вот январский не стала. Тогда ей стали звонить энергетики с требованием погасить задолженность.
− По сравнению с энергетиками коллекторы нервно курят в коридоре. Меня пугали отключением электричества, судебными разбирательствами. Пытаешься объяснить по телефону, что произошёл сбой счётчика, а они отвечают: «Вы сначала заплатите, а потом разбирайтесь», – рассказала липчанка «Липецкмедиа».
Попытки разобраться с неправильными начислениями «умных» счётчиков привели Светлану в «Россети» и в прокуратуру.
– Дежурный прокурор посоветовал мне подавать заявление в «Россети» не по электронной форме, а лично и письменно (офис находится на улице Кузнечной, с клиентами работают в кабинете № 104 на первом этаже). Заявление надо зарегистрировать и обязательно себе взять копию с отметкой о том, кто и какого числа принял, – рассказала Светлана Пономарёва.
Следуя совету прокурора, она пришла в офис на Кузнечной и написала заявление, где описала проблему, и попросила проверить её прибор учёта электроэнергии. Предупредив сотрудников офиса о видеофиксации, она выяснила у них, что рассматривать заявление по закону могут 45 рабочих дней. Этот устный ответ она записала на телефон.
О своей ситуации липчанка написала в соцсетях. И на её пост откликнулось немало жителей Липецкой области. Оказалось, что в подобную ситуацию чаще всего попадали жители частных домов. В комментариях под постом Светланы люди делились историями о том, как счётчик за месяц им накручивал астрономические суммы. Рекорд на месяц – 30 000 кВт.
В итоге на сообщение в соцсетях Светланы Пономарёвой «Россети» прореагировали довольно быстро – с ней связались и пришли проверить прибор учёта.
– Проверка моего «умного» счётчика показала, что он исправен. Поэтому сейчас жду распечатку показаний по всем 20 январским дням, – рассказала Светлана.
Пока непонятно, произведут ли энергетики липчанке перерасчёт, но она готова отстаивать свою правоту в суде. Через соцсети нашлись единомышленники, готовые подписать коллективный иск.
Так как «Россети» являются монополистом, то редакция «Липецкмедиа» обратилась за комментарием в антимонопольную службу. Но в УФАС отметили, что они могут воздействовать на «Россети» из-за нарушения сроков подключения к сетям, ежегодно липецкий филиал попадает под многомиллионные штрафы. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена статьёй 9.21 КоАП РФ, по ней плотно работают антимонопольщики. А вопросы неверного начисления платежей из-за сбоя в передаче показаний «умных» счётчиков не относятся к полномочиям УФАС. В ведомстве посоветовали
обратиться в Госжилинспекцию.
В государственной инспекции Липецкой области «Липецкмедиа» ответили, что могут проверить корректность и правомерность начислений платежей, если жители обратятся к ним лично. А вообще, вся тема с «умными» счётчиками находится в компетенции ОБУ «Центра энергоэффективности Липецкой области».
Со своей стороны, «Липецкмедиа» написал официальные запросы в «Россети» и в региональное управление энергетики и тарифов.