22 марта отмечается Международный день таксиста в память о первых в мире лондонских таксомоторах начала XX века. Машины с двигателями внутреннего сгорания перевозили пассажиров и раньше. Но именно 22 марта 1907 года в авто установили измеряющие расстояние счётчики. Название у них было taximeter от tax (такса, плата) и meter (метр). Лондонцы начали платить не абы как, а за проезд подсчитанных метров пути по заранее утверждённой таксе. Отсюда и taxi.
Автоизвозчики появились в России одновременно с лондонскими в 1907 году. Но первый taximeter на авто в Петербурге установили только в 1912 году.
Топ-10 киногероев-таксистов СССР
Несмотря на годы разрухи и нищеты после Октябрьской революции и Гражданской войны частные и государственные таксомоторы в Советской России считались элитным видом транспорта. Творческая интеллигенция страны Советов всегда хотела считаться элитой. Может быть поэтому писатели, сценаристы и кинорежиссёры СССР всегда уделяли внимание работе таксистов. Делали их героями не отрицательными, а положительными или вызывающими сострадание. И вкладывая в их уста философские монологи.
1. Эх! Прокачу!
Пожалуй первым вызывающим сострадание книжным, а потом и киногероем стал частный таксист Адам Козлевич с его «Антилопой Гну» из «Золотого телёнка» (12+) Ильфа и Петрова. Козлевичу даже памятники установлены в Екатеринбурге, Волгограде и Одессе/
2. Такси-кабриолет представительского класса
В советско-чехословацком детском фильме 1957 года «Удивительное воскресенье» про Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Москве роль таксиста сыграл Николай Крючков. Чтобы показать, как хорошо в стране советской жить, для съёмок автомобиля такси выбрали кабриолет представительского класса ЗИС-110Б.
Хотя в реальности таких таксомоторов в СССР никогда не было.
3. В таксистов влюблялись несчастные в браке женщины
Вышедшие на экраны в 1967 году «Три тополя на Плющихе» (12+) до небес подняли престиж профессии таксиста. Благодаря кинообразу Олега Ефремова, в них начали влюбляться чуть ли не все несчастные в браке женщины СССР, поверив, что шанс на встречу родственной души, может выпасть каждой. А песню «Нежность» из фильма до сих пор от первой до последней строчки помнит всё старшее поколение.
4. Главный шпион Советского Союза — таксист
В детективной драме «Ошибка резидента» 1968 года сыгранный Георгием Жжёновым засланный в СССР вражеский разведчик работает таксистом и влюбляется в диспетчера таксопарка. Но и он положительный герой. Потому что начинает сотрудничать с КГБ и работать против западных спецслужб.
Этот фильм ещё более упрочил престиж профессии таксиста.
5. Такси на Дубровку заказывали?
В «Брильянтовой руке» 1968 года за рулём такси отрицательный персонаж Анатолия Папанова. Но он не таксист. И машина, судя по всему, угнанная. Зато в фильме есть и положительные водители такси. Это доблестные милиционеры. А фраза «Наши люди в булочную на такси не ездят» стала крылатой для нескольких поколений.
6. Кто же его посадит, он же памятник
В «Джентльменах удачи» 1968 года за рулём такси также сотрудник уголовного розыска. Его сыграл советский секс-символ конца 60-х Олег Видов. Роль маленькая, но запомнившаяся всем словами героя Савелия Крамарова «Кто же его посадит, он же памятник!».
7. Советский таксист — строитель коммунизма
В 1975 году Николай Крючков вновь сыграл роль таксиста, но уже в фильме «Горожане» по повести Владимира Кунина «Я работаю в такси». Герой Крючкова — образец советского гражданина-строителя коммунизма. Фронтовик, профессионал своего дела, добрый, отзывчивый, всегда готовый прийти на помощь и, одновременно, принципиальный и требовательный. Его кинообраз был призван опровергнуть нелепые разговоры о том, что в таксисты идут только для того, чтобы зашибать деньгу.
8. Отдашь деньги — получишь дудку
Одним из культовых фильмов начала 90-х годов стал «Такси-блюз» Павла Лунгина, получившего за него приз Канского фестиваля в номинации «Лучшая режиссура». В такси сталкиваются две противоположности. Талантливый саксофонист, не способный расплатиться за поездку алкоголик и гуляка в образе Петра Мамонова и привыкший ходить строем таксист советской закалки Иван Шлыков, сыгранный Петром Зайченко.
Таксист забирает у музыканта перед его выступлением саксофон, говоря «Отдашь деньги — получишь дудку». Но потом привязывается к нему, как к большому ребёнку, пытаясь его перевоспитать. При этом чувствуя свою ничтожность перед спивающимся, но талантливым человеком.
9. В Нью-Йорке русские таксисты становятся философами
В 2000 году Алексей Балабанов в «Брате-2» усадил за руль нью-йоркского такси эмигрировавшего из СССР шофёра-философа, сыгранного Романом Токарем. Роль эпизодическая, но запомнилась всем монологом таксиста:
«А, патриот! Русская идея! Достоевский! Держава. А где твоя родина, сынок? Сдал Горбачёв твою родину американцам, чтоб тусоваться красиво. А теперь твоя родина 2 войны и Крым просрала. Русских людей в прибалтике сдала. Сербов на балканах сдала. Родина… Сегодня Родина там где задница в тепле. И ты лучше меня это знаешь. За тем и приехал».
В том же фильме есть и ещё один колоритный таксист, в машине которого Данила Багров ездил по Москве. Водитель в исполнении Константина Желдина (он же, кстати, играл Холтоффа в «Семнадцати мгновениях весны» и принципиального ветерана в «Домашнем аресте») запомнился не менее крылатыми фразами «В наше время дебилов меньше было» и «Таких уродов даже бабы не ждут». Расстроился, что пассажир не смог отличить обычное здание от Театра на Таганке.
Из постсоветских фильмов про таксистов запомнился сериал «Пассажиры», показанный с 2020 по 2022 годы. В течение 16 серий играющий главную роль актёр Кирилл Кяро ездит по Москве на старом «Мерседесе». Пассажирами становятся души тех, кто не успел завершить что-то важное при жизни. Пока они не поймут, что держит их на земле, такси будет продолжать разъезжать по столице.